Историческая справка

История нашего районного центра – это  история малой Родины, в которой как в зеркале отражается  история России.

Как  исконная родина древних башкирских племен, Альшеевская земля наложила своеобразный отпечаток на духовное наследие, на века определила культуру ее коренного населения. Являясь источником творческого вдохновения, земля легендарного Альшея, рождала талантливых писателей, поэтов, музыкантов, сэсэнов, ученых.

Свое название Альшеевский район получил от  имени главы племени минцев Альшея.  Также называлась деревня Альшеево, которое было основано еще в 1765 году.

Деревня Альшеево располагалась  по берегу реки Дема, там действовала мечеть, медресе, волостное управление, 3 бакалейные лавки  и по четвергам базар.

Рабочий поселок Раевка свое начало берет с 1890 г., когда переселенцы по контракту брали у землевладельца Раева в аренду земельный участок сроком на 12 лет. Название поселка Раевский (ныне село Раевский) идет от станции Раевка.

         К 1920 году деревня Альшеево и поселок Раевка объединились, и название стало Раевка, общее количество дворов составляло около 940 и жителей насчитывалось 5800 человек.

В годы Великой Отечественной войны  Раевка  стала  одной из кузниц Победы, поселком, приютившим сотни женщин и детей, сорванных с места войной

Уважаемые жители с.Раевский

     В августе 2015 года  исполняется 250 лет деревне  Альшеево , 125 лет  рабочему поселку Раевка .

В связи с предстоящими юбилеями  нашего родного села администрация сельского поселения Раевский сельсовет призывает  организации, учреждения всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей и жителей, внести свой посильный вклад  по благоустройству, санитарной очистке и озеленению  села, чтобы обрели праздничный  облик организации и учреждения, граждане с понимаем отнеслись  к готовящемуся мероприятию: покрасили фасады домов, ограждения, навели порядок не только во дворах, ни и на прилегающих территориях.

Наш Альшеевский район, который образован, 31 января 1935 года, расположен в юго-западной части республики. С 1868 года он входил в состав Белебеевского уезда как Альшеевская волость с 40 селениями.

Свое название Альшеевский район получил по имени главы племени минцев Альшея. Также называлась деревня Альшеево, которое было основано еще в 1765 году.

Деревня Альшеево располагалась  по берегу реки Дема, там действовала мечеть, медресе, волостное управление, 3 бакалейные лавки  и по четвергам базар.

Название поселка Раевский (ныне село Раевский) идет от станции Раевка. Рабочий поселок Раевка свое начало берет с 1890 г., когда переселенцы по контракту брали у землевладельца Раева в аренду земельный участок сроком на 12 лет. В поселении Раевка, возле железной дороги в 1897 году переселенцы арендуют у башкир усадебные места у самой железнодорожной станции. К 1936 году здесь около 40 домов и 237 жителей.

 

Формирование русского населения. История происхождения сел и деревень Воздвиженского сельсовета

Постройка Оренбургской укрепленной линии, основание г.Оренбурга, создание в 30-50-е годы XVIII в. Оренбургского казачьего войска, горно- заводское строительство, особенно интенсивное во второй половине XVIII в., способствовали новому притоку русского населения.

Первые достоверные сведения о численности населения в Оренбургской губернии относятся к 60-м годам XVIII в. Русских тогда здесь было около 100 тыс. человек. К началу XIX в. их численность увеличилась более чем в 3 раза, составив 325,5 тыс. (46% от всего населения губернии). В Уфимском уезде русские составили более половины населения, в Оренбургском — более 60% (за счет казачества). В Бирском и Стерлитамакском уездах русскими была примерно 1/4 часть жителей, в Белебеевском уезде — чуть более 10%.

XIX век вызвал массовые переселения на Урал и в Сибирь со всей России. Особенно активизировалась миграция в 70-80-е годы, после отмены крепостного права; продолжалась она и в 90-е годы. Русских крестьян притягивала возможность иметь плодородную землю. Постройка Самаро — Оренбургской и Самаро — Златоустовской дорог стимулировала переселение. Много русских в этот период осело на юго-западе Башкирии — в Белебеевском уезде. Первая всеобщая перепись населения России (1897 г.) показала, что в границах Уфимской губернии русские насчитывали 834 тыс. и были вторыми по численности после башкир. В новых границах Оренбургской губернии численность русских составила 1млн.126 тыс. (73,2% от всего населения).
Еще один поток переселенцев был вызван в начале XX в.столыпинскими аграрными реформами (1906-1916 гг.).
По переписи 1926 г. в Башкирии проживало 1млн.064, 7 тыс. русских. Численность русских в Башкортостане по переписи 1989 г. составляла 1млн.548,3 тыс. человек.(39,8% населения республики). В Альшеевском районе в 1939 г. русских насчитывалось 22431 человек, в 1970 г. — 16522 человек, 1979 г. — 12253 человек, 1989 г. — 11172 человек.
Русские переселенцы в Башкирии стремились устроиться на землях, сходных по природно- климатическим условиям с их прежним местом жительства. Земледелие было основным занятием русских крестьян. Животноводство считалось подсобной отраслью. Лошадей держали в качестве рабочей силы. Лошадь была основным транспортным средством, с их помощью занимались земледелием, обеспечивали кормами скотный двор. Пчеловодством на юго-западе Башкирии занимались редко. Охота и рыбная ловля являлись подсобными, любительскими занятиями.
Всевозможные ремесла позволяли вырабатывать на месте все необходимые вещи, в том числе хозяйственную утварь, посуду, орудия труда, средства передвижения и др. Русские крестьянки, как и женщины других народов в крае, из льна и конопли ткали холсты, из шерстяной пряжи — сукна, шили рубахи и другую одежду, занимались рукоделием, вязали. В каждой деревне были свои портные,сапожники, пимокаты, мастера по выделке овчин и изготовлению шуб и полушубков. Большую известность получили русский гончарный промысел, артели плотников.

Название старых деревень часто возникало от наименования церковного храма, много названий произошло от имени и фамилий помещиков, а иногда в названиях деревень присутствует особенность их расположения на местности, выселки и хутора называли также по имени основателя.

Село Воздвиженка основана в начале XIX в. на земле, купленной богатым московским помещиком Александром Михайловичем Померанцевым у башкир. Сначала была построена барская усадьба и 10 крестьянских изб. Называлась деревня Померанием, в народе — Макаровкой. Двое дочерей Померанцева вышли замуж за Веселова и Янченко. У них появились свои хутора, где жили русские и белорусы ( Хутор Веселова, хутор Янченко). К концу XIX в. ( до 1860 г. по документам ЦГИА РБ ), когда здесь насчитывалось уже 120 дворов и была построена Воздвиженская церковь, деревня была переименована в село Воздвиженка. Строительство церкви была начата 27 сентября — в день церковного праздника Воздвиженья ( по старинному Здвиженье ). Пристольным праздником села было Здвиженье, а потом и Крещение, и церковь одно время называлась Крестовоздвиженской. В 1911 г. во времена столыпинских реформ в село поселились белорусы из Бобруйского уезда Минской губернии — 12 семей. Белорусский язык, претерпев ассимиляцию, в качестве разговорного наряду с русским теперь только в семьях, где есть старики — уроженцы Бобруйского уезда ( Шуляковские, Шишко, Некрыш, Прус, Марчук, Мельник, Бирилло и др. ) Пожилые воздвиженские белорусы говорят по-русски без акцента, молодежь на работе и дома пользуется только русским языком. Белорусские и украинские народные песни, однако, звучат на вечеринках, на свадьбах. Часто на русских свадьбах исполняют песни на смешанном русско- украинском наречии. Наш земляк Иван Карпухин в статье «Русская и украинская свадьбы: родство и взаимодействие» упомянул украинскую песню «Ой, ходила наша Настенька», записанную в с.Воздвиженка. Активно поются песни «Ой, чорная ты, чорна»,»Ты ж мэнэ спидманула», «Как при лужку, при лужке», «Розан мой, розан», «Распрягайтэ, хлопцы, коней», «На горе, горе» и др.

Деревня Осоргино имеет историческое происхождение. В 1811-1822 годах действительный статский советник Матвей Андреевич Наврозов был оренбургским гражданским губернатором. Он был хорошо известен С.Т.Аксакову как сосед по имению в Белебеевском уезде. Цитирую отрывок из книги Гудкова Георгия Федоровича и Гудковой Зинаиды Ивановны «С.Т.Аксаков. Семья и окружение» Краеведческие очерки: «Жене Наврозова, Варваре Николаевне, по ревизским сказкам 1834 года (8-я ревизия ), принадлежало в селе Спасском (Наврозово) Белебеевского уезда 190 душ крестьян. Все крепостные крестьяне были переведены из села Богоявленского ( Труево) Кузнецкого уезда Саратовской губернии в 1817 году. В том же селе Спасском Белебеевского уезда 505 душ крепостных крестьян принадлежали надворной советнице Евгении Григорьевне Осоргиной, которая купила их в 1828 г. с аукционного торга, устроенного петербургским опекунским советом над имением Наврозовых. С течением времени село получило третье название — Осоргино, под которым оно известно и сейчас.

Недалеко от Осоргино есть д. Челноковка. Так вот, эти две деревни раньше вместе народ любил называть Губернаторовкой. Подтверждение этому дают книги «Западные башкиры. По переписям 1795 — 1917 гг.» и «Населенные пункты Башкортостана. ч.III Башреспублика, 1926». Хотя настоящее название деревни Челноковка произошла от слова «челнок» — части старинного ткацкого станка, нашедшее схожесть со многократными переселениями ее жителей — «сновали, как челноки» ( Со слов Матвеевой Нины Александровны,1944 г. по рассказам бабушки ).

Санаторий имени Чехова…Многим известно пребывание писателя А.П.Чехова в 1901 году в кумысолечебнике. Приезд в Башкирию совпал с важным событием в его личной жизни — женитьба на видной московской актрисе Ольге Леонардовне Книппер. Будучи врачом, Чехов высоко ценил целебные свойства башкирского кумыса, восхищался «прекрасной девственной» природой, наслаждался рыбной ловлей, встречался с людьми края. Остались в памяти о его пребывании «Чеховская беседка» на «Чеховской горе», возвышающаяся напротив санатория, куда Чехов любил подниматься и часами любоваться красотой восхитительного пейзажа. Беседку на том самом месте в память о писателе управляющий Андреевским санаторием А.А.Третьяков установил еще в 1904 г. А дом, в котором жил писатель, находясь на лечении, превращен в музей писателя. Перед домом установлен бюст писателя. Встречаясь с учительницей с.Воздвиженка Костроминой ( Ивановой ) Фаиной Васильевной, беседуя о деревенской жизни, Чехов распрашивал о работе школы, о жизни крестьян, о церкви. Иванова рассказала писателю случай, который произошел в Воздвиженской церкви. Так позже родился рассказ «Канитель» о церковном дьячке, который изрядно выпивший у церковного старосты справлял службу, вместо священника который был в отъезде. Народу было много. Кого отпеть, кому за здравие спеть, а кого и окрестить — перепутал все на свете дьяк.
Основал санаторий крупный землевладелец М.И.Дурилин в 1898 г. ( по А.Ф.Хайретдинову) на средства умершего от туберкулеза брата Андрея Исидоровича, по его завещанию и назвал в память брата Андреевским. На кумысолечение М.И.Дурилин пожертвовал до 150 тысяч рублей — неслыханная для того времени сумма! Об этом писал уфимский учитель А.А.Гуляев ( «Бельские просторы» № 7/2001.). В благотворительных целях в санатории проводился «Праздник белой ромашки» , где отмечали свою солидарность, свою решимость побороть болезнь больные туберкулезом. В петлицы люди закрепляли белые ромашки, проводились широкие пожертвования на борьбу с туберкулезом, афишировались адреса неимущих, одиноких, с просьбой оказать материальную помощь. Немалая доля пожертвований шла на развитие кумысного дела. В этот день зачинатель кумысного дела в России Нестор Васильевич Постников читал лекции, а больные праздновали День ромашки.

Недалеко от сан. им. Чехова расположены еще две деревни: Степановка от фамилии первого жителя и Бугульминка от названия речки Бугульма.

Не менее интересна история происхождения д. Клиновка.В конце XIX в. из-за нехватки земель вынуждены были переселиться в благодатный башкирский край русские из Рязаньской губернии. 70 семей основали деревню под названием Крюково. Но к сожалению, в первую же весну, по неосторожности местного пастуха, деревня сгорела. В то время для маленьких деревень это было частым явлением ( пожары случались и в деревнях Орловка, Воздвиженка, Челноковка ). После страшного пожара барин вынужден был расселять людей по разным деревням. Но большая часть жителей основала новую деревню Клиновка. Так назвали деревню потому, что была основана на поляне, входящий клином в лес. Рядом основались д.Орловка , жители которой переселились с Орловской губернии, д.Максимовка, д.Липовка, д.Свобода, д.Никольск ( Александровка, Санны — Баш), д.Ново — Москово, д.Тумаш, д.Рябиновка (Новая Воздвиженка ), д.Сосновка ( Самодуровка). Сколько деревень с красивыми названиями, входящих в один сельсовет, уходят в историю…Некоторых из них, к сожалению, уже нет(отмечено красным), а некоторые близки к исчезновению.

Не исчезай, мое село,- твой берег выбрали поляне,
И ты в него, судьбе назло, вцепись своими тополями,
Прижмись стогами на лугу и не забудь в осенней хмари:
Ты — будто «Слово о полку» — в одном бесценном экземпляре.
Вглядись вперед и оглянись, и в синем сумраке былинном
За журавлями не тянись тревожным и протяжным клином.
Твоя не минула пора, не отцвели твои ромашки.
Как ими, влажными, с утра сентябрь осветят первоклашки!
Послушай звонкий голос их, летящий празднично и чисто,
И для праправнуков своих помолодей годков на триста!

Село Воздвиженское (Кресто-Воздвнженская церковь)

Кресто-Воздвиженская церковь села Воздвиженского построена усердием помещика A.M. Померанцева в 1883 г оду. До 1890 года в селе было 26 дворов, в 1891 году постро¬или ещё 3, в 1892 году — 5, в 1893 году — 1, в 1896 году — 3 двора. Из 38 домов — 36 были деревянными, 2 — глиняными. Жители содержали 86 лошадей и 113 голов крупного рогато¬го скота. Земля арендовалась. Грамотными были 6% населе¬ния. В 1892 году было 34 домохозяйства и 191 жителей, дей¬ствовала церковно-приходская школа, мельница, винная лав¬ка и 2 магазина. В 1898 году в селе было 51 дом и 297 жите¬лей. Открылся базар по понедельникам. В 1899 году священником служил Николай Смирнов, псаломщиком- Василий Боголюбов. В церковно-приходской школе, в которой заведующим был священник, работали учителями Анастасия Смирнова и Георгий Анисимович Аникин. С 1901 года священником был назначен Никандр Кибардин, псаломщиком — Василий Галкин. В таком соста¬ве они прослужили 1902, 1903 годы, а с ноября 1904 года псаломщиком был переведён учитель церковно-приходской школы Георгий Аникин. До июля 1908 года служил отец Ни¬кандр Кибардин, он скончался 16 июля, а с сентября назна¬чен Павел Иванович Похваленский. Число душ в приходе было 3017. Казённое жалование — 392 рубля в год. Земли для причта — 33 десятины. «В 1908 году, в церкви села Воздвиженского, после вы¬носа Плащеницы священник Н. Кибардин сказал прочув¬ствованное слово, приличное случаю. И это так тронуло души молящихся, что все молящиеся заплакали, а священни¬ка мучили рыдания», — рассказал прихожанин А.П. Старостой церкви был назначен Степан Алемасов, в 1914 — он был назначен на второе трёхлетие. До марта 1916 года служил псаломщиком Георгий Аникин. Протоиерей П.И. Похваленский служил до закрытия церкви в 1937 г., в 1934 году он был благочинным. 30 ноября 1937 г. он осуждён по статьям 58-10 и 58-11 к высшей мере наказания. Приговор исполнен 9 января 1938 г. Реабилитирован 30 июня 1956 г. В селе Воздвиженке проживал священник Пашин П.Ф., слу¬живший какое-то время дьяконом, осуждён 29 ноября 1937 г. по тем же статьям лишением свободы сроком на 10 лет. Реа¬билитирован 16 февраля 1959 г. С апреля 1916 года псалом¬щиком служил Николай Попов. В приход церкви входили се¬ления: село Воздвиженское, Аксёново, Осоргино (Губернатовка), Покровка, Павловка, Рудник, Самодуровка (Сосновка), Чесноковка и другие. В Кресто-Воздвиженской церкви в 1901 г. побывал А.П. Чехов, он пел в церковном хоре.